Среда, 18 июля 2018 18 +  Письмо редактору
Среда, 18 июля 2018 18 +  Письмо редактору

Экология Байкала. Природные потребности личности // Карнышев А .Д. Байкал таинственный…


Как Бурятию грабят на коммунальных услугах.Читайте на сайте «Моя Бурятия»:

Каждый житель Бурятии может получить от 20 000 рублей

Как грабят на коммунальных услугах. Житель Бурятии отсудил у Бурятэнерго 150 893 руб.
Читать далее…

Экология Байкала. Природные потребности личности // Карнышев А .Д. Байкал таинственный…
Известные строки Н.А.Некрасова о некоторых «деятелях»: «Суж­дены нам благие порывы, но свершить ничего не дано» сегодня уверен­но можно отнести к характеристике стремлений части байкальских (и иных) жителей по охране природы. Как благими делами усеяна дорога в ад, так и соответствующие «помыслы» в качестве мусора можно ли­цезреть по озеру и берегам. Вне всякого сомнения, отношение человека к природной среде можно считать полимотивированным. Это означа­ет, во-первых, наличие самых разнообразных внутренних детерминант взаимосвязи человека с окружающей средой, во-вторых, определённую «ранговость» побуждений (возможность выявить более и менее значи­мые) и, в-третьх, взаимозависимость мотивов между собой.

Прагматические мотивы

Отображая гибкость и динамичность структуры и мотивации, его сложный характер (составленность из конкретных мотивов) и одновременно зависимость разных побуждений большинства людей от общей жизнедеятельности, мы вновь обращаемся к уже использован­ному приёму показа мотивационной сферы (совокупности мотивов) в качестве «веера мотивов».

Наиболее часто встречающимися и увязанными с природными потребностями личности, по-видимому, будут прагматические мотивы связи человека с природой. Прагматизм в данном случае понимается как ориентация, направленность человека на те элементы окружаю­щей среды, которые обладают необходимостью и значимостью в его повседневной жизнедеятельности: без них он не может нормально существовать, действовать сообразно требованиям ситуации, разви­ваться. 

Кратко рассмотрим каждый из  прагматических мотивов.

1.  Мотивы нужды — это, прежде всего, желания и стремления получить от внешней среды предметы и продукты для удовлетворения физио­логических потребностей. Например, омуль и в целом рыба Байкала для определённых слоев населения и в обычной обстановке, а тем более в условиях социально-экономического кризиса и нехватки средств — это, прежде всего, возможность не быть голодным, иметь что-то на сво­ём столе. То же можно сказать и о таёжных продуктах — мясе диких животных и птиц, черемше, диком луке, орехах и ягодах и т.п. Автор данных строк, родившийся в трудное после Великой Отечественной войны время, с ранних лет помнит, что в прибайкальском селении в полуголодные зимние периоды в основном помогали выживать три продукта: картошка, омули, засоленные в деревянных бочках, и квашеная капу­ста. И сегодня для немалого количества людей из «социальных низов» мотивы нужды — главные. Не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что и в давнишние времена и сегодня байкальская флора и фауна была по­ставщиком различных «народных» лекарственных средств, с помощью которых излечивались и излечиваются значительное количество недугов и болезней. И такие «нужды» человека не исчезнут.

2.  Мотивы дохода — это, прежде всего, стремление к получе­нию выгоды от продажи или обмена продуктов природы — той же рыбы, мяса, шкур убитых животных, грибов и ягод, лекарственных растений. Связанные с данными мотивами цели могут быть совер­шенно разного масштаба: опять-таки удовлетворение насущных по­требностей в других вещах и продуктах через полученную выручку и, конечно, обогащение, получение выгод и прибылей. В последнем случае соответствующая мотивация может привести к хищническому уничтожению объектов флоры и фауны при полном или частичном забвении каких-либо нравственных тормозов. В байкальских, как и в целом в российских деревнях, есть емкое слово «хапуга». Звучит оно, прежде всего, в применении к людям, которые ради своих ко­рыстных интересов способны отбросить любую мораль и принципы, совершенно не думая о вреде, которое они своими потребами наносят природе. В условиях потребительского общества и установления ин­дивидуалистической психологии опасность усиления корыстной мо­тивации доходов многократно увеличивается.

Стимулируемые сложной социально-экономической обстановкой мотивы нужды и дохода подкрепляют существующий веками феномен браконьерства. При этом последний выливается в целостную систему, образующую привычный образ жизни для значительного количества жителей Прибайкалья. Всегда можно выделить браконьеров «по нуж­де», для которых существует мало других возможностей обеспечить себе питание и достойное существование. Отсюда для таких людей надо через самоуправление устанавливать законные льготы и посла­бления (естественно, через местные органы власти). Иное дело — че­ловек, хищничествующий на Байкале только ради корысти, способ­ный для своей выгоды на любые «пакости» по отношению к природе. Такой браконьер не может и не хочет осознавать, что он похищает и уничтожает государственную собственность, а чаще всего считает, что рыба в воде или зверь в лесу — ничьи или общие, принадлежат всем, в том числе и ему. Поэтому браконьера «по корысти» редко мучает совесть, хотя все-таки он стремится избежать «ненужных» встреч с компетентными органами. В его сознании устойчиво вне­дрен защитный механизм: «не один я такой, сегодня многие живут подобным образом».

Как жительница Бурятии спасла мужа от пьянства.Читайте на сайте «Моя Бурятия»:

Как жительница Бурятии спасла мужа от пьянства.

Будаева Зоя Константиновна спасла мужа от пьянства за месяц Очень честное письмо нашей читательницы. Читать далее…

3.    Мотивы добычи, вне всякого сомнения, могут быть так или иначе увязанными с первыми двумя нуждами человека — удовлетво­рением физиологических запросов и стремлением к выгоде. «Дары природы», в чем бы они не выражались (дичь, растительная пища, озерный «провиант»), приносят человеку чувство удовлетворенности в силу своей нужности. Но они могут наполняться и иным содержа­нием. Это происходит тогда, когда охотнику или рыбаку, сборщику орех и ягод нужны конкретные подтверждения, доказательства соб­ственной силы, расчётливости, ловкости, меткости. Это может быть также стремление показать своё «рыбацкое счастье», свою удачли­вость и избранность по сравнению с другими искателями удач и пре­стижа. В последних случаях, мотивы увязываются с самооценкой и даже амбициями личности, и могут стимулироваться по своему со­держанию другими людьми как в социально приемлемые (различные рыбацкие, охотничьи и иные конкурсы), так и чисто садистские по отношению к животной и растительной среде наклонности (подобные тенденции часто наблюдались ранее в разных странах, например, при истреблении белыми американцами бизонов). Позитивные моти­вы добычи вместе с эффектом самоутверждения приносят психоло­гическое здоровье, поскольку, как и мотивы отдыха, способствуют психической и физиологической разрядке.

4.    Мотивы отдыха связаны со стремлением человека снять с себя груз усталости, накопившейся в связи с выполнением каких-либо социально-производственных функций, ликвидировать (смягчить) стрессовые либо какие-то другие психологически навязчивые состоя­ния, сделать себе «разрядку» после выполнения трудного дела или какого-то сложного мероприятия. Все чаще мотивы отдыха становятся коллективными, поскольку приводят к разным совместным действиям: семейный выезд на природу, «дружеский пикник», «корпоративная вечеринка» и т.д. Природа в таких случаях выполняет утилитарную функцию помощи человеку, а он сам выступает в роли простого потребителя благ окружающей среды для укрепления своего психического и физического здоровья. При этом мотивы отдыха даже в коллективе могут быть совершенно эгоистическими: человек в группе или без нее не задумывается о последствиях любого своего негативного влияния на окружающую среду, замусоривая и загаживая ее.

Социальные мотивы

Вторую группу мотивов можно назвать социальными, поскольку они больше увязаны общественной сутью человека или (и) могут реализоваться только во взаимодействии с другими людьми. Именно в последнем моменте заключено их отличие от прагматических моти­вов: элементы прагматизма нередко становятся социально значимыми в силу своих последствий, но всё же заметная их доля отвечает инди­видуальным запросам личности, стимулируется ими, в то время как в социальных мотивах ценность составляет их общественное звучание.

Среди социальных мотивов на первое место естественно засту­пают мотивы общения. Общаться на природе с близкими, дорогими для тебя людьми, как и совершать знакомства с доселе незнакомыми индивидами — вполне естественная реальность для любого челове­ка. Общение на природе может иметь разные поводы и основания. Это и решение каких-то деловых вопросов, и обмен впечатлениями о случаях и ситуациях повседневной жизни, и разговоры об искусстве, литературе, политике, и узнавание особенностей внутреннего мира других людей… Наконец, это может быть и общение, содержанием которого выступают красоты и прелести самой природной среды, те душевные отклики и конкретные «дары», которые она привносит в жизнь человека.

Индивидуальные и коллективные мотивы общения с природой по поводу ее самой, подкрепляемые стремлением поделиться знаниями о природе с другими и эти знания использовать для просвещения людей можно назвать мотивами познания. Первыми исследователя­ми Байкала были не только люди, которым это было положено по должности или предписанию (повелению), но и те, кто, увлекшись загадками и тайнами природы, самостоятельно изучал окружающий мир и делился с заинтересованными людьми полученными сведения­ми. Причем людей с «добровольной» мотивацией среди изучающих байкальские проблемы достаточно много и в иные времена они пере­вешивали и перевешивают «профессионалов».

Мотивы преобразования природы могут быть и «продолжением» мотивов познания и самостоятельными побуждениями, когда участие в каких-то созидательных деятельностях стимулируется желанием участвовать в каких-то социально значимых и высоко оцениваемых делах, связанных с природой. Примером здесь может быть участие человека в лесопосадках, в озеленении городских территорий и т.д.

Особым значением обладают социальные мотивы ответственнос­ти человека за состояние окружающей среды, которые, естественно, связаны с другими, вытекают из общих экологических установок об­щества, социальной и этнической группы, а так же индивида. Суть этих установок представляет собой отражение мировоззренческих позиций «природа над человеком», «человек над природой» и т.д. и их сочетание с прагматическими и социальными мотивами. От­ветственность в таком случае выражается в осознанную личностью необходимость конкретной заботы о природе, понимание всех губи­тельных для окружающей среды последствий, которые могут быть связаны с любыми проявлениями жизнедеятельности людей. Моти­вы ответственности детерминируют реальные действия и поступки человека по защите природы, что может найти проявление в разных формах: от участия в различных публичных акциях «зелёных» до индивидуальной, проистекающих из глубинных убеждений человека, никем не замечаемой и не оцениваемой уборки мусора на загрязнён­ных территориях и т.д. и т.п.

Мотивы самоидентификации с природой

Высшего уровня побудительной и созидательной силы обладают мотивы самоидентификации с природой. При этом самоидентифи­кация может выступать или в качестве своего наиболее «сложного» образования — выполнение  своего  «природного»  предназначения «по полной», преобразуя ее по своим «прожектам», то есть в мак­симальном объеме, или же достаточно продуманно: умение не про­тивопоставлять себя, не противоречить существу природы, а жить с ней одной жизнью. Такого рода мотивация органично связана с само­оценкой и способностями человека, которые опять-таки выделяются своим природным фундаментом.

Самооценка человека в наибольшей степени из всех психологи­ческих образований личности связана с осознанностью им своей при­роды. На это есть целый ряд причин. Во-первых, самооценки не может быть без самоощущения, то есть без «отграничения» себя от всех окружающих предметов и явлений. Отдельная, изолированная и одновременно самоосознающая «особь» природы — вот чем в пер­вую очередь является человек, и его самооценка напрямую связана с этим фактом. Во-вторых, самооценка как непосредственная оцен­ка собственных потенциалов и возможностей не может быть не свя­занной и с такими природными данными, как внешность (в смысле привлекательности), рост, физические данные (сила, возможность развивать скорость при беге, ловкость и т.п.), состояние здоровья. Но еще более значимы при самооценке потенциалы, обеспечивающие успешность деятельностей и уважение в социальном мире. Это то, что мы называем задатками, развернувшимися в способности. За­даток — это не приобретенное, а унаследованное свойство или качество и в его рождении мы обязаны, прежде всего, природе, которая выделила среди многочисленных достоинств наших опять-таки мно­гочисленных родственников какие-то особые персонально для нас, надеясь, что именно через них мы должным образом проявим себя среди других людей.

И то, насколько мы оправдываем «задаточные» ожидания при­роды, обуславливает и бессознательные и осознанные критерии са­мооценки. Неудовлетворенность собой, низкая самооценка есть не что иное, как суждение и одновременно чувство о том, что мы не смогли (или в данной конкретной ситуации не можем) полностью реализовать то, что в нас вложила природа. Высокая самооценка, наоборот, чаще всего означает, что мы выполняем (выполнили) свое предназначение, свою природную миссию и можем даже гордить­ся этим. Не случайно в восточной философии весьма распростране­на мысль, что человеку для счастья достаточно лишь надлежащим образом реализовать социально-значимые функции, к которым его предопределили «высшие силы», какими бы они незначительными не были (не казались). Аналогично отражена эта мысль и в выра­жении, что человек незря прожил жизнь, если вырастил детей и по­садил на земле деревья. Значимость двух приведенных выражений для конкретного индивида невозможно переоценить. Ведь как воздух любому человеку необходимо осознание, что по-настоящему живут не только «звезды», политики и олигархи, особенности бытия ко­торых красочно описывают разные СМИ, но и любой «рядовой» гражданин. Самоценность многих людей — в умении выполнять про­стую, непритязательную и будничную работу, содействовать разви­тию окружающей среды. Последний момент чрезвычайно важен для природосообразной сущности самооценки человека: она может быть адекватной и достаточной только при выраженной направленности и желании адекватно отражать и понимать внешний мир.

Р.Эмерсон писал, что человек в собственном развитии как мож­но скорее должен понять, что «красота природы — это красота его собственного ума. И законы ее — тоже законы собственного его ума. Природа тогда становится показателем его знаний. В той мере, в ка­кой познал он природу, он позвал и подчинил себе собственный ум. И в конечном итоге призыв древних «Познай самого себя» и при­зыв современности «Изучи природу» становятся тождественными по смыслу».

К списку источников книги

Как Бурятию грабят на коммунальных услугах.Читайте на сайте «Моя Бурятия»:

Каждый житель Бурятии может получить от 20 000 рублей

Как грабят на коммунальных услугах. Житель Бурятии отсудил у Бурятэнерго 150 893 руб.
Читать далее…


© 2018 Моя Бурятия — Новости
Улыбнитесь и улыбка к вам вернется