Иркутская область в 1974 году. В зеркале прессы

Иркутская область в 1974 году. В зеркале прессы
Где-то багульник На сопках цветет, Кедры вонзаются в небо.

Кажется, будто Давно меня ждет Край, где ни разу я не был…

Популярная песня

В историю Иркутска и области этот год, полный обычных забот, напряжения, рассредо­тачивающий силы на несколько ударных ком­сомольских строек, – этот год тем не менее войдет в историю одним главным событием, которому было предопределено изменить те­чение жизни огромного региона. Это событие – начало строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Россия на протяжении многих веков стре­милась на восток, ей нужен был еще один выход к океану, доступ к ископаемым богатс­твам Сибири. Ведь еще Ломоносов сказал, что могущество российское прирастать будет Сибирью. Так что строительство БАМа было вызвано экономической необходимостью и стратегическими устремлениями тогдашнего Советского Союза.

БАМ, как это показала жизнь, строила вся страна, в том числе не остались в стороне и наши земляки. Всего 250 коммунистов и 1300 комсомольцев направила на строительство магистрали Иркутская область. В зону БАМа пришла новая жизнь, появились возможности использовать богатства тайги и недр западно­го участка и создать Верхнеленский террито­риально-производственный комплекс.

Байкало-Амурская магистраль стала одной из главных жизненных дорог комсомольцев и молодежи 70-х. Вдали от населенных пунктов предстояло проложить около 3200 километ­ров стального полотна от города Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре, большей частью в районе вечной мерзлоты, преодолеть 18 горных хребтов, перебросить более полутора сотен мостов над большими и малыми реками.

А вообще – что такое БАМ? Одни говори­ли: «Боевой авангард молодежи». Другие, чуть позже, стали расшифровывать так – «Баня, амбулатория, магазин». Эта вторая трактов­ка – бытовая и немножко забавная, но ее тоже можно было услышать на БАМе и от журна­листов, и от тех, кто стал жить в бамовских поселках. А им, думается, было виднее…

Хроника

БАМ – точка отсчета

11 марта впервые на всю страну прозвучало звучное и при­зывное слово «БАМ». В речи на праздновании 20-летия осво­ения целины Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев объявил о начале строительства Байкало-Амурской железнодо­рожной магистрали. Весь мир узнал о грандиозной стройке, ко­торая отдельными фрагментами осуществлялась с начала ХХ века.

С мая по 23 июня сформирован ударный отряд строителей из числа комсомольцев иркутской областной организации. На каждое из 120 мест в отряде претендовало до шести человек. Рассмотрено более 400 заявлений. Отобраны самые достойные и самые настойчивые. Всего же в адрес ЦК ВЛКСМ за 1974 год пришло более 165 тыс. заявлений от молодежи с просьбами направить их на строительство магистрали.

2 июня на место будущей станции Киренга в пос. Магис­тральный (Казачинско-Ленский район) вертолеты доставили посланцев Иркутского комсомола. Бойцов отряда торжествен­но встречали жители сел Казачинское, Ключи, Седанкино. На берегу реки Окукихты раскинулся палаточный городок перво­строителей-иркутян.

8 июля вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Минист­ров СССР № 561 «О строительстве Байкало-Амурской железно­дорожной магистрали». Партия и правительство называют БАМ «важнейшей стройкой IX пятилетки», и 27 июля в газете «Прав­да» вышла передовая статья «От Байкала до Амура» – первая передовая по этой стройке. Началась активная пропагандистская кампания новой великой стройки.

2 сентября на строительстве Байкало-Амурской магистрали в поселке Звездный открыта первая средняя школа. В списке уча­щихся 17 ребятишек. Директором первой школы на БАМе назна­чен приехавший по комсомольской путевке зав. отделом учащейся молодежи Иркутского ОК ВЛКСМ Леонид Выговский.

6 сентября на станции Якурим уложено первое звено желез­нодорожного полотна западного участка БАМа. Дорога пошла на восток. Право забить первый серебряный костыль было пре­доставлено одному из ветеранов Ангарстроя бригадиру монте­ров пути Ивану Жунину.

Возвращаясь из Монгольской Народной Республики, в Ир­кутск прибыли первый секретарь ЦК ВЛКСМ Евгений Тяжель­ников и летчик-космонавт Герой Советского Союза Виктор Горбатко.

Тяжельников и Горбатко побывали в Ангарске, где встрети­лись с горожанами, работниками нефтехимического комбина­та. Потом гости отправились в Усть-Кут, а оттуда в бамовские поселки, где встретились со строителями Байкало-Амурской магистрали. Здесь состоялось совещание со строителями, на котором обсуждалось положение дел на стройке и дальней­шие задачи бамовцев, в котором участвовали второй секретарь Иркутского ОК КПСС Малов, второй секретарь ОК ВЛКСМ Валерий Игнатов, начальник штаба ЦК ВЛКСМ на строитель-стве БАМа Валентин Сущевич, начальник Ангарстроя Васи­лий Бондарев, первый секретарь Усть-Кутского ГК КПСС Иван Панчуков, представители проектных организаций и другие от­ветственные работники.

11 октября – день рождения нового моря на Ангаре, но­вого моря в Иркутской области. Областные газеты сообщают о «третьем укрощении Ангары». Государственная комиссия подписала акт о приемке в эксплуатацию гидроагрегатов Усть-Илимской ГЭС и о готовности сооружений ГЭС к наполнению водохранилища.

У Толстого мыса прошел митинг устьилимцев. Искусствен­ное водохранилище будет по объему втрое меньше Братского, но оно не менее важное для плотины и для города. И все равно это море – одно из крупнейших водоемов, созданных челове­ком. На его берегах растут город энергетиков и лесохимиков, поселки лесозаготовителей. «Начинается спуск первого затво­ра. Вода прибывает на глазах», – пишет корреспондент газеты «Советская молодежь» Николай Кривомазов.

2 ноября в таежной деревеньке Юхта Казачинско-Ленско­го района высадился первый десант 571-го строительно-мон­тажного поезда. Положено начало знаменитой впоследствии станции Улькан. Возглавил строительство Анатолий Фролов, который совсем недавно руководил Усть-Илимской районной комсомольской организацией. Комсоргом поезда был Валентин Ураков.

В последние дни декабря рабочий Усть-Илим живет пред­пусковым настроением. «Поздравляем молодых строителей с трудовой победой! Ударным трудом встретим год 1975!» – пи­шут газеты.

В ночь на 28 декабря 1974 года ожидается пуск первых двух агрегатов Усть-Илимской ГЭС. Центру управления энергети­ческой системой будет дана команда включить Усть-Илимскую гидростанцию в единую энергосистему Сибири. Первые два агрегата мощностью по 240 тыс. киловатт будут поставлены под напряжение. Третий гигант энергетики на Ангаре начнет свою жизнь. 

Теперь в направлении из Усть-Илима в Братск стальные жилы высоковольтных линий понесут энергию третьего ги­ганта на Ангаре. Два агрегата войдут в строй действующих, но работа продолжится, впереди третий агрегат, впереди пос­ледний год пятилетки, на который назначен пуск еще четырех агрегатов. В адрес городского комитета комсомола поступила телеграмма от Пахмутовой, Гребенникова и Добронравова. «Дорогие друзья, сердечно поздравляем с вашим торжеством! Всегда помним свой приезд в Усть-Илимск, душевную теплоту первопроходцев. Радуемся добытому вами свету. Пусть в но­вый год станет от него теплее и радостнее. Вся наша любовь, все наши песни – вам, дорогие устьилимцы!»

Да, строительство Усть-Илимской ГЭС имени Ленинского комсомола достигло своего пика. «На месте глухой тайги по-строим город на 150 тысяч жителей». Такой плакат стоял в тай­ге. Что ж, город – вот он, строится. Заработала и наша ГЭС!

События

Начало БАМа, легендарной стройки века

Первый десант отправился со стации Лена до Таюры 9 ян­варя 1974 года. Предстояло пробить зимник, чтобы по нему забрасывать на первый опорный пункт БАМа технику и строи­тельные материалы. За месяц нужно было пройти 64 километра и проложить в непроходимой тайге надежную зимнюю дорогу.

Их было восемнадцать. Руководил десантом началь­ник СМП-266 Петр Сахно. «Легендарный Сахно» – так его звали на БАМе. С ним шли – его заместитель Александр Бурасов, инженер Виталий Корхов, строительный мастер Петр Иванов, бульдозеристы, мотористы, вальщики леса, сварщик, шофер, тракторист-механик, две девушки-повара. Девятнадцатым был корреспондент Иркутской областной газеты «Советская молодежь» Николай Кривомазов. Техни­ка – четыре бульдозера, трактор, два вагончика, автомаши­на-вахтовка.

В день их старта потеплело до минус 36. Отправляясь в путь, Петр Петрович Сахно сложил руки рупором и объявил на манер дежурного по станции: «Граждане пассажиры! Поезд на океан отправляется через восемь лет. Отъезжающих просим занять свои вагоны». Он ошибся всего на два с половиной года. Дорога от Байкала до Амура – с востока и запада – соединилась 29 сентября 1984 года. При том немыслимом объеме работы ошибка вполне допустимая.

Они сделали этот первый бросок. Кроме трудной работы – крутые перевалы, таежные чащи, трескающийся под гусеница­ми лед – им противостоял мороз, который зашкаливал за минус пятьдесят. Резина становилась ломкой, бензин – густым; колол­ся, как стекло, не выдерживал металл. Люди – выдержали.

Через месяц они пришли на речку Таюра. Там же в мае 1974 года высадился Всесоюзный ударный комсомольский отряд имени XVII съезда комсомола. Вскоре здесь вырастет первенец строительства Байкало-Амурской магистрали – поселок Звез­дный.

Человек года

Виктор Лакомов

В биографии этого удивительного человека – сплошные стройки, по которым можно изучать этапы освоения Сибири в послевоенные годы. На БАМ Виктор Лакомов приехал во гла­ве отряда ХVII съезда комсомола, Героем Социалистического Труда. До этого он работал на строительстве трассы Абакан – Тайшет, служил в армии, строил ЛПК в Братске. Узнав о начале строительства ветки Хребтовая – Усть-Илимск, поехал строить «свою» дорогу. Восемь лет шел Виктор эти трудные северные 214 километров, измерил их своими кирзовыми сапогами.

Почти с первого дня Лакомов стал бригадиром. Авторитет пришел не сразу, в бригаде работали крепкие ребята, знавшие себе цену и умевшие работать. Он всегда исходил из того, что бригадир – такой же член коллектива, только ответственнос­ти больше и работать должен лучше других. Если у кого-то не получалось, он молча подходил и показывал, как надо. Бла­годаря такой «педагогике» в бригаде установилась спокойная рабочая обстановка. Бригада всегда опережала план. Вымпелы и премии приходили из разных инстанций, от райкома до Ми­нистерства транспортного строительства. Но работали не ради славы, а на совесть. Этому их учил бригадир, который верил в своих ребят, а они преклонялись перед его упорством, твердо­стью и добротой.

В феврале 1974 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР: за самоотверженный труд бригадиру Ангар-строя Виктору Ивановичу Лакомову присвоено звание Героя Социалистического Труда. А в апреле он, самый молодой Ге­рой из числа транспортных строителей, прямо с ХVII съезда ВЛКСМ отправился командиром отряда на строительство Байкало-Амурской магистрали.

Строительство БАМа начиналось с проклад­ки просеки, до укладки путей было еще далеко. И транспортные строители переквалифициро­вались в лесорубы. Выполнение заданий в бри­гаде было не ниже 180 процентов при высоком качестве вырубки. Бригада редко кому уступала первенство.

Но укладка пути приближалась, и было ре­шено создать новую, показательную бригаду. Возглавить ее предложили Лакомову. Ему, ко­нечно же, хотелось побыстрее уйти на уклад­ку. К тому же он ведь не лесоруб, привык не к «Дружбе» и топору, а к шпалам и рельсам. Но на заманчивое предложение он ответил отказом: «На укладку пойду только со своей бригадой». Так потом и было. Бригада Виктора Лакомова уложила рельсы на всем западном участке более чем на год раньше плановых сроков. На грани­це с Бурятией эстафету по укладке он передал бригаде Александра Бондаря, которая и довела укладку до стыковки.

…Звезду Героя Лакомов надевает редко. За такими парнями закрепилась точное и простое определение: «Они были первыми». Он всегда остается первым.

Визиты

13 августа в иркутском микрорайоне Солнечный состоял­ся митинг, гостями которого была немецкая делегация во гла­ве с членом ЦК Социалистической Единой партии Германии, первым секретарем окружного комитета партии Паулем Роше­ром. Митинг был посвящен открытию проспекта Карл-Маркс-Штадт.

Здесь будет один из лучших проспектов в Иркутске, за­строенный современными многоэтажными домами и культур­ными учреждениями.  Это будет проспект, символизирующий нашу дружбу, – сказал председатель горисполкома Николай Салацкий.

Гости из округа Карл-Маркс-Штадта, побратима Иркутска, поблагодарили иркутян за оказанную честь.

Газеты отмечают, что Иркутск тепло встречал гостей из округа. Первый секретарь ОК КПСС Николай Банников, уже названный Николай Салацкий и другие официальные лица ра­ботали с делегацией. Гости передали в дар Иркутскому обкому партии автомобиль «Трабанд» – миллионный экземпляр, выпу­щенный заводом «Заксенринг».

Мы прибыли к вам не только посмотреть Байкал, но и познакомиться с опытом вашей работы, который мы намерены применить у себя, – сказал Пауль Рошер. – Успешный опыт та­кого сотрудничества уже есть.

Культура, спорт

История одной фотографии

Фотография попала в книгу о БАМе, ее можно было встре­тить на страницах газет, она вошла в кинолетопись БАМа…

Ее герой был делегатом XVII съезда комсомола и членом того самого отряда добровольцев, который прямо из Кремлев­ского Дворца съездов отправился в Сибирь на новую Всесо­юзную ударную стройку. 600 парней и девушек, одетых в за­щитного цвета форму с буквами «БАМ», проехали автобусами через всю столицу и под звуки марша «Прощание славянки» прибыли на Ярославский вокзал.

Митинги, напутствия… Расселись по вагонам…

Когда поезд прибыл в Тайшет, откуда, собственно, и начи­нался довоенный БАМ, одному из представителей отряда Гри­горию Верхотурцеву вручили символический ключ от БАМа. Точнее, его половинку. Вторая половина отправилась на цент­ральный участок, в Тынду, со второй частью отряда. 

Этот ключ я хранил как святыню, как знамя, – рассказыва­ет Григорий Верхотурцев. – Смысл заключался в том, что поло­винки ключа должны будут вновь соединиться, когда строители сойдутся, двигаясь навстречу друг другу с запада и с востока.

Григорий Верхотурцев – один из бойцов отряда имени XVII съезда. Прежде жил в Саранске, столице Мордовии. До съезда он уже отслужил в армии и учился на 3 курсе МГУ на факуль­тете промышленного и гражданского строительства. Далее он рассказывает:

Потом нас встречали в городе Усть-Куте, на станции Лена. Посадили в вертолеты и отправили в Звездный. Это было 2 мая. Когда вышли из вертолета, я поднял этот ключ над головой – таким и попал на фотографию. 

Фотография была опубликована сначала в «Комсомолке», а потом обошла чуть ли не все газеты страны.

– А что тогда было на месте Звездного?

– На месте будущего поселка стояли ряды палаток. Их для нас приготовили первопроходцы во главе с Петром Петровичем Сахно. Это были 20-местные палатки военного образца. Ребята начали работать: кто рубил лес на просеке, кто пошел в мехко­лонну. Я стал бригадиром в СМП-266, и мы начали строить самое необходимое. Летом в палатках было даже здорово – мошка, от которой в тайге не было спасения, в палатки почему-то не залетала. А осенью стало холодно.

– Правда, что у вас волосы к брезенту примерзали?

– У меня такого не было. Зато хлеб привозили промерзший насквозь, буханки пилили небольшой ножовкой. Я как брига­дир строителей перебрался из палатки в домик последним – это были сборно-щитовые дома, и переселение состоялось 30 но­ября, при минус тридцати градусах… 

Запомнился не только всеобщий неподдельный энтузиазм, но и будничная работа, и даже трагедия. Однажды на повороте дороги в двух километрах от Звездного опрокинулась в обрыв машина, груженая кирпичом. В кузове возвращались домой несколько ребят, которым позарез нужно было уехать, и они добирались на попутке. Мне пришлось потом отправлять ра­неных ребят в больницу в Усть-Кут, грузить их в вертолет. Шла снежная буря, вертолет не мог сесть из-за плохой видимости… Мы развели по углам посадочной площадки четыре огромных  костра. Ребята были в тяжелом состоянии, и четверо из бри­гады умерло от травм, среди них Зина Пашинская и гитарист Ваня Арекаев, мой друг… Вот это было страшно.

Но несмотря ни на что мы свое дело сделали: в декабре пер­вый поезд пришел в Звездный!

В Иркутск прибыла группа кинематографистов из Чехосло­вакии для проведения Недели чехословацкого кино, посвящен­ной 30-летию освобождения этой республики от фашистских захватчиков. Гости выступили перед зрителями Братска, затем в иркутском кинотеатре «Гигант» состоялась встреча с жителя­ми областного центра. 

Леонид Броневой, актер московского театра на Малой Брон­ной, заслуженный артист РСФСР, сыгравший в знаменитом фильме Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» группенфюрера Мюллера, работал в Иркутском драматичес­ком театре! В октябре областная газета публикует небольшое интервью с ним.

Четырнадцать концертов в городах округа Карл-Маркс-Штадт (ГДР) дали самодеятельные артисты из Ангарска. Во­кальный ансамбль «Весна» и народный ансамбль сибирского танца «Багульник» побывали в Карл-Маркс-Штадте, Цвиккау, Миттвайде и других городах по приглашению общества немец­ко-советской дружбы. Повод – участие в торжествах по случаю 25-летия образования Германской Демократической Республи­ки.

Эстрадное шоу «Здравствуйте! Мы из Сибири» посмотрели 16 тыс. жителей округа. Об этом рассказал по возвращении ре­жиссер театра «Чудак» ДК нефтехимиков Леонид Беспрозван­ный:

Наши выступления проходили в переполненных залах. Немецкие газеты писали о нас: «Сибиряки очаровали публику радостными плясками… Они познакомили нас с радостным ис­кусством своего прекрасного края». Некоторые сцены нашего эстрадного обозрения были поставлены на немецком языке…

Центральный комитет Общества немецко-советской друж­бы высоко оценил вклад ангарчан в укрепление братских свя­зей между ГДР и СССР, удостоив их высшей награды – Золотой Почетной медали. Это первый коллектив в Сибири, получив­ший такую награду.

В Иркутске проходит месячник монголо-советской дружбы. Здесь гостила делегация МНР, большая группа музыкантов, танцоров и вокалистов показала сибирякам богатое искусство монгольского народа.

А 26 ноября в Иркутске сделал кратковременную останов­ку Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев, который по приглашению ЦК МНРП, Президиума Великого народного ху­рала и правительства Монголии во главе советской партийно-правительственной делегации отправляется в дружественную страну для участия в торжествах, посвященных 50-летию про­возглашения Монгольской Народной Республики. В аэропорту Л.И. Брежнева и сопровождающих его лиц сердечно привет-ствовали иркутяне.

В начале следующего года в издательстве «Советский пи­сатель» выйдет новая книга иркутского поэта, ставшего мос­квичом, но не изменившего Сибири, – Анатолия Преловского «Говор». Как говорит автор, эта книга «об ощущении России и ее Севера».

Иркутск отмечает 150-летие со дня восстания декабристов.

Как жительница Бурятии спасла мужа от пьянства.Читайте на сайте «Моя Бурятия»:

Как жительница Бурятии спасла мужа от пьянства.

Будаева Зоя Константиновна спасла мужа от пьянства за месяц Очень честное письмо нашей читательницы. Читать далее…