Вторник, 17 июля 2018 18 +  Письмо редактору
Вторник, 17 июля 2018 18 +  Письмо редактору

«Буряты» (2004)


Как Бурятию грабят на коммунальных услугах.Читайте на сайте «Моя Бурятия»:

Каждый житель Бурятии может получить от 20 000 рублей

Как грабят на коммунальных услугах. Житель Бурятии отсудил у Бурятэнерго 150 893 руб.
Читать далее…

Монография «Буряты» — первая попытка полного академического описа­ния бурят — самого крупного из коренных народов Сибири. Работа вы­полнена в Институте монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН в рамках проекта «Народы и культуры», осуществляемого Институтом эт­нологии и антропологии РАН.
В данном коллективном труде буряты представлены как один из этносов, ис­торически входящих в монгольскую языковую и историко-культурную общ­ность. Авторский коллектив стремился рассмотреть наиболее важные аспекты этнического и культурного развития бурят в свете современных тенденций раз­вития этнологии и смежных дисциплин, а также монголоведения. К настоящему времени накоплены обширные исторические, этнографические, археологиче­ские и антропологические материалы, позволяющие осветить важнейшие сто­роны происхождения, этнической истории и этнокультурных традиций бурят­ского народа.Проблема этногенеза и этнической истории бурят далека от своего разре­шения, ведутся дискуссии между сторонниками различных гипотез. В данной мо­нографии раздел, посвященный истокам формирования этнического ядра бурят, написан одним из ведущих специалистов по этой проблеме д.и.н. Д.Д. Нимаевым. Автор полагает, что буряты сложились в этнос в результате многовековых контактов различных этнических компонентов, однако основное ядро этноса все же образует монгольский компонент, присутствующий в разных долях среди разных бурятских племен.
Хозяйственно-культурные типы бурятского этноса представлены в доста­точно широком диапазоне: кочевое скотоводство, охота, собирательство, рыбо­ловство (д.и.н. С.Г. Жамбалова) и земледельческая культура, имевшая достаточ­ное распространение среди бурят (к.и.н. О.В. Бураева). Обстоятельно описана материальная культура бурят — поселения и жилища (д.и.н. С.Г. Жамбалова), одежда, украшения, обувь, прически (к.и.н. Д.А. Николаева), пища и кулинар­ные традиции (д.и.н. Н.Л. Жуковская).
В работе исследован такой феномен социальной организации периода раннеклассовых отношений в бурятском обществе, как облавная охота (д.и.н. С.Г. Жамбалова), а также общественный строй бурят в XVII-XIX вв. (к.и.н. B.C. Ханхараев), иерархия общинных структур на рубеже XIX-XX вв. (к.и.н. Р.П. Сыденова). Немало места уделено семье и традиционным семейным отношениям, свадебным обрядам и ритуалам (д.и.н. К.Д. Басаева), календарно­му циклу (д.и.н. Н.Б. Дашиева). Мифологическое наследие бурятского народа представлено разными своими пластами: мифы, легенды, предания как праоснова будущих эпических, сказочных, религиозных сюжетов (к.филол.н. В.Ш. Гунгаров, д.и.н. Н.Л. Жуковская), бурятский героический эпос (к.филол.н. Д.А. Бур-чина), бурятские народные сказки, сказочные сюжеты, их эволюция (д.филол.н. С.С. Бардаханова, к.филол.н. С.Д. Гымпилова), традиции и современный фольк­лорный процесс (д.филол.н. М.И. Тулохонов).
Большое внимание в томе уделено бурятскому языку и его диалектам (д.фи­лол.н. И.Д. Бураев, д.филол.н. Л.Д. Шагдаров), письменной культуре — старо­монгольской и старобурятской письменности, бурятским летописям и историче­ским хроникам (д.и.н. Ш.Б. Чимитдоржиев).
Одно из главных мест в традиционной духовной культуре бурят занимали и продолжают занимать шаманские и буддийские традиции. Религиозная культура бурят представлена как классическим шаманизмом (д.и.н. Т.М. Ми­хайлов), так и неошаманскими тенденциями (д.и.н. Н.Л. Жуковская). История распространения буддизма в Бурятии (д.и.н. Л.Л. Абаева), система образова­ния в буддийских монастырях (к.ф.н. С.П. Нестеркин), традиции книгопечата­ния в дацанах (к.и.н. Х.Ж. Гармаева, тибетская медицина, получившая широ­кое распространение в Бурятии (к.ф.н. Д.Б. Дашиев), буддийская иконо­графия (к.и.н. Ц.-Б. Бадмажапов) описаны обстоятельно и дают представле­ние о той роли, которую начиная с XVII в. играл буддизм в истории и культу­ре бурят.
Издревле бурятский этнос в силу кочевого образа жизни и соответствующей религиозной культуры с большим почтением относился к окружающей его при­роде и ее объектам. Возможно, именно кочевая цивилизация способствовала появлению такого феномена как экологическая культура (д.и.н. Н.В. Абаев, д.и.н. Л.Л. Абаева).
В пределах историко-культурного пространства Бурятии исследованы на­родные знания в виде народной медицины (к.филол.н. Д.Б. Дашиев), развивалась также и профессиональная культура: театр (д.искусств. В.Ц. Найдакова), искус­ство, живопись, музыка, декоративно-прикладное искусство (к.искусств. И.И. Соктоева, к.искусств. Е.А. Баторова, к.филол.н. Г.Д. Фролова). Велико было значение и литературы, как дооктябрьского периода (д.филол.н. Б.Д. Баяртуев), так в послеоктябрьское время (к.филол.н. В.Д. Жапов).
В последнее время большое значение придается общественно-политическим движениям в Бурятии (чл.-корр. РАН Б.В. Базаров, к.и.н. В.А. Хамутаев), этно­социальным процессам (д.филос.н. Ю.Б. Рандалов) и проблемам этнической идентичности бурят (И.Э. Елаева). Авторы Введения — д.и.н. Д.Д. Нимаев, д.и.н. Л.Л. Абаева. Заключения — чл.-корр. РАН Б.В. Базаров и д.и.н. Л.Л. Абаева.
Книга иллюстрирована материалами из фондов и коллекций Отдела памят­ников письменности народов Востока Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, республиканского Музея истории Бурятии им. М.Н. Хангалова, Архива Буддийской традиционной сангхи России. Библиография состав­лена к.и.н. И.П. Башаровым и к.и.н. Б.Ц. Гомбоевым, две карты расселения бу­рят в XVII и XIX веках — к.и.н. Б.З. Нанзатовым.
Карта бурятских диалектов составлена д.филол.н. И.Д. Бураевым, карта са­кральных мест этнической Бурятии — д.и.н. Л.Л. Абаевой на основе ее многолет­них полевых материалов. Фотографическая работа в Музее истории Бурятии, за исключением тех, которые были взяты из уже опубликованных изданий, выпол­нена Ю.С. Цыбиковым совместно с С.Г. Хамхеевой. Компьютерный набор тек­ста коллективной работы выполнен А.И. Булхановой.
Большую благодарность приносим коллективу Музея истории Бурятии им М.Н. Хангалова за предоставленные оригинальные материалы и экспонаты,
хранящиеся в фондах музея, в частности благодарим зам. директора музея по науке Е.С. Митыпову, главного хранителя фондов В.Р. Чойбсонову, хранителей фондов — Л.Ф. Левитину, Р.Г. Савельеву, СБ. Бардалееву.
В работе над книгой со стороны Института этнологии и антропологии РАН участвовали д.и.н. Н.Л. Жуковская (как ответственный редактор тома и автор ряда разделов), Л.И. Миссонова (куратор серии), Н.В. Павлова (техническое ре­дактирование), О.С. Никулина (работа с библиографией).
Особую признательность выражаем рецензентам книги к.и.н. А.А. Никишенкову и д.и.н. Г.Л. Санжиеву, сотрудникам издательства «Наука», а также из­дательству «Дизайн. Информация. Картография», любезно предоставившему одну карту опубликованного ранее Атласа.
В.А. Тишков, С.В. Чешко

Оглавление
ПРЕДИСЛОВИЕ (В. А. Тишков, С.В. Чешко)
ВВЕДЕНИЕ (Д.Д. Нимаев,ЛЛ. Абаева)
Глава 1
ЭТНОГЕНЕЗ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ
Начало формирования этнического ядра бурят (Д.Д. Нимаев)
Этнические общности XI-XIV вв. (Д.Д. Нимаев)
Присоединение Бурятии к России и начало этнополитической стабилизации (Д.Д. Ни­маев)
Родоплеменные и этнотерриториальные группы бурят в XVII-XIX вв. (Д.Д. Нимаев, Б.З. Нанзатов)
Этнические процессы у бурят в составе Российской империи (Д.Д. Нимаев)
Глава 2
СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ
Облавная охота бурят как отражение ранней формы социальной организации (С.Г. Жамбалова)
Общественный строй в XVII- XIX вв. (B.C. Ханхараев)
Иерархия общинных структур в Бурятии (вторая половина ХIХ — начало XX в.) (Р.П. Сыденова)
Глава 3
ТРАДИЦИОННОЕ ХОЗЯЙСТВО
Скотоводство (С.Г. Жамбалова)
Охота (С.Г. Жамбалова)
Собирательство (С.Г. Жамбалова)
Рыболовство (С.Г. Жамбалова)
Земледелие (О.В. Бураева)
Глава 4
ТРАДИЦИОННАЯ СИСТЕМА ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ
Поселения и жилища (С.Г. Жамбалова)
Одежда и украшения (Д.А. Николаева)
Пища и кулинарные традиции (НЛ. Жуковская)
Глава 5
СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЙ БЫТ
Семья и семейные отношения (К.Д. Басаева)
Традиции и обряды, связанные с рождением и воспитанием детей (К.Д. Басаева)
Нормы и формы заключения брака (К.Д. Басаева)
Свадебная обрядность (К.Д. Басаева)
Семья и семейный быт в XX в. (К.Д. Басаева)
Глава 6
КАЛЕНДАРЬ И КАЛЕНДАРНАЯ ОБРЯДНОСТЬ БУРЯТ
Народный календарь (конец XIX — начало XX в.) (Н.Б. Дашиева)
Звездный календарь (Н.Б. Дашиева)
Лунно-звездный календарь (Н.Б. Дашиева)
Лунно-солнечный календарь по циклу Венеры (Н.Б. Дашиева)
Лунно-солнечный календарь по созвездиям Ориона и Сириуса (Н.Б. Дашиева)
Глава 7
БУРЯТСКИЙ ЯЗЫК И ЕГО ДИАЛЕКТЫ
Образование бурятского языка (И.Д. Бураев, Л.Д. Шагдаров)
Бурятско-русское двуязычие (И.Д. Бураев, Л.Д. Шагдаров)
Бурятские диалекты (ИД. Бураев, Л.Д. Шагдаров)
Строй бурятского языка (ИД. Бураев, ЛД. Шагдаров)
Глава 8
ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ, ЛЕТОПИСИ И РОДОСЛОВНЫЕ
Летописи, хроники, родословные как исторический источник (Ш.Б. Чимитдоржиев)
Бурятские летописцы — первые историки Бурятии (Ш.Б. Чимитдоржиев)
Глава 9
ФОЛЬКЛОР
Мифы, легенды и предания бурят (В.Ш. Гунгаров, Н.Л. Жуковская)
Героический эпос (Д.А. Бурчина)
Бурятские народные сказки (С.С. Бардаханова, С Д. Гымпилова)
Традиции и современный фольклорный процесс (М.И. Тулохонов)
Глава 10
НАРОДНЫЕ ЗНАНИЯ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО
Медицина (Д.Б. Дашиев)
Народная музыкальная культура (Г.Д. Фролова)
Декоративно-прикладное искусство (Е.А. Баторова)
Глава 11
ШАМАНИЗМ — ДРЕВНЯЯ РЕЛИГИЯ БУРЯТ
Пантеон шаманской мифологии (Т.М. Михайлов).
Общебурятские, племенные, территориальные, родовые, семейные божества и духи (Т.М. Михайлов)
Представления о душе, смерти и загробной жизни (Т.М. Михайлов)
Шаманская практика (Т.М. Михайлов)
Личность шамана (Т.М. Михайлов)
Шаманский фольклор (Т.М. Михайлов)
Неошаманизм в Бурятии (НЛ. Жуковская)
Глава 12
БУДДИЗМ И БУДДИЙСКАЯ КУЛЬТУРА
История распространения буддизма в Бурятии (Л.Л. Абаева)
Образование в буддийских монастырях (С.П. Нестеркин)
Книгопечатание в дацанах (Х.Ж. Гармаева)
Тибетская медицина в Бурятии (Д.Б. Дашиев)
Буддийское изобразительное искусство (Ц.-Б. Бадмажапов)
Глава 13
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Особенности этноэкологических традиций бурят (Н.В. Абаев)
Экологическая культура в контексте архаичных верований и шаманских традиций (Л.Л. Абаева)
Буддизм и экологическая культура (Л.Л. Абаева)
Глава 14
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
Литература (Б.Д. Баяртуев, В.Д. Жапов)

Классическая бурятская литература (Б.Д. Баяртуев, В.Д. Жапов)

Бурятская литература в XX — начале XXI в. (Б.Д. Баяртуев, В.Д. Жапов)
Театр (В.Ц. Найдакова)
Искусство. Живопись. Скульптура (ИМ. Соктоева, Е.А. Баторова)
Музыка (Г.Д. Фролова)
Глава 15
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ, ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ И ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Общественно-политические партии и движения в Бурятии в 1988-1998 гг. (Б.В. База­ров, В.А.Хамутаев)
Этносоциальные и этнополитические процессы в среде бурятского народа (Ю.Б. Рандалов)
Этническая идентичность бурят в постсоветский период (И.З. Елаева)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (ЛЛ. Абаева, Б.В. Базаров)
БИБЛИОГРАФИЯ (И.П. Башаров, БД. Гомбоев)
АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ГЛОССАРИЙ
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

 

Как Бурятию грабят на коммунальных услугах.Читайте на сайте «Моя Бурятия»:

Каждый житель Бурятии может получить от 20 000 рублей

Как грабят на коммунальных услугах. Житель Бурятии отсудил у Бурятэнерго 150 893 руб.
Читать далее…


Добавить комментарий

© 2018 Моя Бурятия — Новости
Улыбнитесь и улыбка к вам вернется