«Глина сама подсказывает, как лучше сделать»

Юрты, колокольчики, чашки, тарелки и многое другое можно встретить в мастерской Марии Инкижиновой. Несколько лет назад женщина начала осваивать профессию керамиста, а сегодня считает это делом жизни. О поиске себя, процессе работы и дальнейших планах – в рубрике Марины Эрмиль.

Мария родилась в Улан-Удэ, выросла в Якутии, а в 16 лет переехала с родителями в Санкт-Петербург. Там она поступила в училище на отделение керамистов.

Проба пера для нашей героини началась с лошадок, росписи под гжель яиц из дерева и гипсовых панно. Росписи ее научила подруга, окончившая Федоскинское училище миниатюрной живописи.

В студенчестве нужно было иметь какой-то заработок, поэтому Мария работала в реставрационной мастерской и на производстве, где делали посуду. В 2011 году она переехала в Улан-Удэ, помогала местной мастерице с росписью на деревянных куклах. Но ей хотелось начать делать что-то свое.

Востребованность национального сувенира в Бурятии стояла тогда очень остро. На рынках можно было встретить сувениры из Монголии и Китая, в то время как изделий от местных производителей было мало. Тогда Мария решила заняться сувенирами из керамики. Начала делать куколок с хадаками и юрты, в которых можно было зажигать благовония.

После этого мастерица записалась в центре занятости на специальную программу, где самозанятым выдавали почти 60 тыс. рублей на организацию деятельности. На полученные деньги купила недорогую печку и начала работать дома.

Бурятские керамические колокольчики

Теперь сувениры Марии покупают и местные, и туристы. А с прошлой зимы наша героиня начала работать с заказчиками из Калмыкии. Особенной популярностью у них пользуются юрты и колокольчики.

Для изготовления идеального изделия нужна специальная глина. Ее Мария заказывает в магазинах у керамистов из Санкт-Петербурга или Москвы. На данный момент мастерица работает с испанской глиной, которую поставляет питерская фирма.

Работа с таким материалом – это очень долгий процесс. В целом от стадии задумки до финала может уйти одна-две недели. Обычно Мария начинает с эскиза, а после делает пробники, на которые нужно потратить полторы недели. Они нужны для того, чтобы выявить огрехи. Наша героиня признается, что ошибки могут происходить даже в элементарных вещах, а обнаруживаются они после конечного обжига, когда уже ничего нельзя исправить.

На примере стандартной пиалы можно проследить весь трудоемкий процесс создания изделий из керамики. На начальном этапе нужно определиться с размером – для этого Мария обычно проверяет усадку глины. Усадка – это процесс, когда при сушке из изделия испаряется влага, и оно уменьшается в размерах.

Далее на гончарном круге женщина изготавливает форму. Ее нужно подсушить до состояния, когда она еще полусырая, но не такая пластичная. Если на ней предусматривается рельеф, то он создается на этом этапе.

Пиалу нужно аккуратно просушить в помещении с влажным климатом в течение 4-5 дней. Далее наступает этап росписи специально предназначенными для керамики красками. После этого изделие уходит в печь, где температура при первом обжиге доходит до 1050 градусов. При этом температура набирается в течение 11 часов и постепенно спадает целые сутки.

На конечном этапе Мария покрывает изделие глазурью, сушит и снова отправляет в печь на сутки-полтора. Тогда изделие уже можно считать готовым.

В будущем Мария планирует до конца проработать в своих сувенирах национальную самобытность и аутентичность.

Марина Эрмиль

Фото представлены героиней публикации









Источник – arigus.tv

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
Adblock detector