Бурятия, профессиональный театр

В современной Бурятии функционируют семь профессиональных театров. Пять из них возникли в советское время. Это русский Драматический театр им. Н.А. Бестужева, Бурятский академический театр драмы им. X. Намсараева, Бурятский академический театр оперы и балета, Театр кукол и Городской мо­лодежный театр. Два молодых коллектива утвердились в 90-е годы. Это госу­дарственный театр танца «Бадма Сэсэг», презентация которого состоялась в 1992 г. Популярность этого театра вскоре пересекла границы Бурятии и России. «Бадма Сэсэг» знакомит с традициями народной хореографии монгольских на­родов, с успехом гастролируя в странах Западной Европы, Азии и городах Кана­ды. Руководит коллективом его создатель, заслуженный деятель искусств РБ, заслуженный работник культуры РСФСР Д. Бадлуев. Театр пантомимы АзАрт, возникший в Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искус­ства (ВСГАКИ) на базе первого выпуска отделения пантомимы под руководст­вом молодого талантливого мастера И. Григурко, является лауреатом конкурса пластических искусств «Мимолет», который регулярно проходит в Иркутске, участник многих Международных мастер-классов.
Бурятский академический театр драмы
Музыкаль­но-драматический театр Бурятии получил свой статус в декабре 1939 г. Бурят-Монгольская АССР первой из автономных республик России получила право показать свое искусство в Москве в 1940 г. на Декаде литературы и искусства. Из центральных городов на помощь приехали педагоги по вокалу, концертмей­стеры, художники, дирижеры оркестра, хормейстеры. Художественное руковод­ство Декадой возглавил известный мастер оперной режиссуры И.М. Туманов, танцы ставили главный балетмейстер Декады И.А. Моисеев и М.С. Арсеньев. Декадные выступления Бурят-Монгольского музыкально-драматического теат­ра прошли очень успешно. По итогам этих выступлений театр был награжден орденом Ленина, большой группе актеров присуждены различные награды и в том числе пять человек получили звания заслуженных артистов РСФСР. Худо­жественному руководителю Г.Ц. Цыдынжапову присвоено звание народного ар­тиста СССР.
В начале 1949 г. последовало разделение музыкально-драматического теат­ра на два самостоятельных коллектива — Театр оперы и балета и Театр бурят­ской драмы. В мае 1950 г. по постановлению Совмина БМАССР был организо­ван Бурят-Монгольский передвижной драматический театр на основе драмати­ческой труппы музыкально-драматического театра и труппы республиканского колхозно-совхозного театра. Директором был назначен известный драматург, заслуженный деятель искусств РСФСР Н.Г. Балдано. Театр пополнился моло­дыми актерами и режиссерами; Б. Аюшин, Ф. Сахиров, Ц. Цыренжапов. В 1959 г. театру драмы присвоено имя писателя Х.Н. Намсараева. В ноябре 1959 г. на II декаде бурятского искусства и литературы в Москве театр драмы им. X. Намсараева весьма успешно выступил, показав пять спектаклей.
С 1965 г. главным режиссером становится Ф. Сахиров. В этом же году театр успешно гастролировал в Монгольской Народной Республике. В июне 1969 г. на сцене филиала МХАТ им. Горького две недели шли гастроли театра им. X. Нам­сараева, среди удачных спектаклей критики отметили — «Король Лир» Шекспи­ра, «Любовь Яровая» Тренева, «Сэрэмпэл» по повести X. Намсараева, «Песня весны» Ц. Шагжина. По итогам гастролей театр был переведен в разряд театров I категории. В 1971-1973 гг. театр принял участие во втором Всероссийском фе­стивале национальной драматургии и театрального искусства, прошел на заклю­чительный тур в Ленинграде со спектаклем «Тополек мой в красной косынке» Ч. Айтматова. Лауреатами стали постановщик С. Будажапов, художник В. Бройко, актеры Л. Дугарова, М. Жапхандаев, Д. Пурбуев, Д. Чимитова.
В марте 1977 г. театру было присвоено звание академического. Ведущее по­ложение в труппе заняли талантливые, молодые актеры — Л. Дугарова, Л. Его­рова, М. Зориктуева, М. Елбонов, Д. Сангажапова, М. Жапхандаев, Н. Токуренова. В 1982 г. труппа театра отметила свое 60-летие и награждение коллектива орденом Трудового Красного Знамени. Директором театра с 1952 г. по 1988 г. работал заслуженный деятель искусств Бурятской АССР, заслуженный работ­ник культуры РСФСР Ц.А. Балбаров.
В 90-х годах появились спектакли на запретные прежде темы: трилогия «Круги Сансары», «Этот разноликий мир» М. Батоина, «Дамдин лама» Б. Эрдынеева и Р. Бадмаева, «Где ты, Шамбала?» Б. Гаврилова. В этих спектаклях впер­вые прозвучали раздумья по поводу разрушения буддийских храмов — дацанов в 30-х годах и произвола по отношению к служителям буддийского культа. Из крупных постановок следует отметить спектакль «Король Лир» Шекспира в режиссуре В. Кондратьева с М. Елбоновым в заглавной роли, а также «Похищен­ное счастье» Д. Батожабая, в режиссуре Ю. Александрова с заслуженной арти­сткой РБ Д. Тангатовой и заслуженным артистом РБ С. Галсановым. С осени 1999 г. театр им. X. Намсараева возглавляет народный артист РБ Доржо Сультимов. Коллегия режиссеров при дирекции разработала перспективный план ра­боты коллектива на 2-3 года, чтобы прийти к 70-летию театра с значительны­ми творческими достижениями.
Государственный бурятский академический те­атр оперы и балета
1950-е годы в становлении и развитии музыкаль­ного театра Бурятии были во многом решающими. В 1952 г. завершилось стро­ительство нового здания театра. Художественное руководство в это время осу­ществлял народный артист Г.Ц. Цыдынжапов, инициатор идеи создания в рес­публике национального профессионального музыкального театра. Подготовка в Ленинграде молодых певцов и танцовщиков — это осуществление его програм­мы, в реализации которой он принимал личное участие: от набора до выпуска. Трудно было с кадрами музыкальных руководителей, талантливые дирижеры, стоявшие у колыбели музыкального театра — П.М. Берлинский и М.А. Бухбиндер, оказав огромную помощь республике, уехали в Москву и Новосибирск. Г. Цыдынжапов подыскивает и приглашает новых, опытных и молодых дириже­ров: С. Аграева, М. Борчхадзе, Н. Фотина, В. Маймескула. Приглашались на от­дельные спектакли и режиссеры-постановщики.
С 1953 г. директором театра работал Г.Ц. Бельгаев. В 1954 г. в театр верну­лась группа молодых бурятских певцов после окончании оперной студии Ленин­градской консерватории: Н. Петрова, Л. Линховоин, В. Лыгденова, В. Манкетов, Д. Кыштымова, О. Шалбуева, Г. Синюшкин. Н. Жатнуева, В. Матуева. Оперная труппа, уже состоявшая из одаренных и опытных певцов, таких как Н. Кочергина, О. Фуре, В. Меньшенин, А. Жмурова, А. Бурлак, и бурятских солистов – К. Гомбоевой-Языковой, Б. Балдакова, А. Арсаланова, А. Карпова, теперь ста­ла еще более крепкой и сильной, могла работать над произведениями любой сложности. То же самое можно сказать о балетной труппе высшего хореографи­ческого училища им. А. Вагановой — Э. Кондратьева, А. Батуева, П. Абашеев, Б. Васильев, В. Дамбиев, Л. Иванов, А. Кузнецова и др.
О замечательном росте молодого музыкального театра Бурятии заговорили во время второй декады бурятского искусства и культуры в Москве в ноябре 1959 г. Декадная афиша включала одно из значительных произведений русской оперной классики — «Князь Игорь» А. Бородина, оперу бурятского композитора Д. Аюшеева «Побратимы» и два оригинальных национальных балета: «Красави­ца Ангара» Б. Ямпилова и Л. Книппера (либретто Н. Балдано), «Во имя любви» Ж. Батуева, Б. Майзеля (либретто Л. Линховоина, М. Заславского). Успех декад­ных выступлений театра оперы и балета обусловил высокие награды. Звание народного артиста СССР было присвоено Л. Линховоину, народных артистов РСФСР Л. Сахьяновой, Н. Петровой, Б. Балдакову; народного художника РСФСР А. Тимину, заслуженных артистов РСФСР — В. Лыгдыновой, А. Арсаланову, П. Абашееву, В. Манкетову.
География гастролей бурятского музыкального театра постепенно расши­рялась: в начале Иркутск, Кемерово, Красноярск, Чита, затем — Благовещенск, Хабаровск, Владивосток, Комсомольск-на-Амуре, Томск, Барнаул, Омск и го­рода южного Урала. О высоком уровне всего коллектива театра и его ведущих мастеров свидетельствовали выступления Л. Линховоина на сцене ГАБТ СССР в партии Мельника в «Русалке» А. Даргомыжского, творческие отчеты Л. Сахья­новой и Л. Линховоина на сцене Кремлевского театра в 1965 г. и большой успех этих выдающихся мастеров Бурятии во время гастролей с Госконцертом СССР во многих зарубежных странах. Рядом со «звездной» формой выдающихся инди­видуальностей набирали мастерство и блеск техники молодые, недавно пришед­шие певцы и танцовщики: К. Базарсадаев, Д. Дашиев, С. Раднаев, О. Короткова, Е. Самбуева, А. Павленко, В. Ганженко, Ю. Муруев, Т. Дудеева, Б. Василь­ев. В ноябре 1979 г. приказом Министерства культуры СССР Бурятскому теат­ру оперы и балета присвоено звание «академический».
В последние годы появилась новая группа талантливых певцов и танцовщи­ков. И в первую очередь Г. Шойдагбаева, ставшая лауреатом трех международ­ных конкурсов — в Италии, Франции, Японии. Она и драматический тенор В. Бальжинимаев прошли стажировку в Миланском театре Ла Скала. Стала ма­стером превосходная певица О. Аюрова, а рядом с нею растут Т. Шойдагбаева, Т. Дамдинжапова. В 1989 г. театр отметил свое 50-летие гастролями в Москве. В 90-е годы была заложена традиция проведения фестивалей имени народного артиста СССР Л. Линховоина и Л. Сахьяновой, прошел с успехом фестиваль опер Д. Верди.
Несмотря на экономические сложности, Театр оперы и балета организует гастрольные выезды к ближайшим соседям — Чита, Иркутск, Улан-Батор (Монголия), по-прежнему приглашает дирижеров, режиссеров и балетмейсте­ров из других музыкальных центров России и ставит большие полотна: «Князь Игорь», «Кармен», «Пиковая дама», «Фауст», «Садко», «Тоска».
Государственный   русский   драматический   те­атр  им. Н.А. Бестужева
Начало организации в Бурятии постоянно­го русского драматического театра связано с приездом в 1928 г. в Верхнеудинск Московского Оргтеатра Международного Красного стадиона. Гастро­ли этого коллектива познакомили верхнеудинцев с пьесами советских авторов и русской классикой. По просьбе городских властей Оргтеатр работал в Верхнеудинске несколько сезонов (1928-1932 гг.). В 1934 г. по инициативе началь­ника зрелищных предприятий А.В. Миронского была сформирована новая русская труппа под руководством Н.М. Милаславского. В 1936 г. труппа, по­полнившись за счет актеров из Москвы и Ленинграда, получив нового главно­го режиссера А.Е. Ларионова, переехала в новое здание и открыла сезон пре­мьерой «Аристократов» Н. Погодина.
При относительной стабильности труппы режиссерский состав был более подвижен. Так в 1936-1941 гг. ставили спектакли режиссеры – В.Я. Гофрат, А.Н. Борисоглебский, Л.Н. Ицков, Н.Н. Новиков, А.В. Миронский, Н.Г. Резни­ков, Л.П. Каверин, Г.А. Мирский, П.Л. Леонтьев, М.Д. Рахманов. В годы Вели­кой Отечественной войны в Улан-Удэ был эвакуирован Харьковский театр рус­ской драмы во главе с народным артистом СССР А.Г. Крамовым. Половина труппы русского драматического театра вошла в состав харьковчан, другая часть пополнила ТЮЗ, открытый в Бурятии в 1940 г. застуженным артистом БМАССР В.А. Закатовым. В послевоенные годы ТЮЗ сливается с труппой Рус­ского драматического театра.
К значительным работам театра 40—50-х годов можно отнести спектакли — «Зыковы» Горького, «Сказка о правде» М. Алигер с замечательным исполнени­ем роли Зои Космодемьянской заслуженной артисткой БМАССР Д. Ковальчук, «Оптимистическая трагедия» Всеволода Вишневского (в роли комиссара заслу­женная артистка РСФСР Н. Топорнина-Бедлинская), «Олеко Дундич» М. Каца и А. Раневского (в заглавной роли заслуженный артист РБ Б. Красиков), поста­новка пьес А. Островского — «Последняя жертва», «Женитьба Белугина», «Васи­лиса Мелентьева».
В 60-80-е годы среди ведущих мастеров оказываются заслуженные и народ­ные артисты РСФСР и Бурятской АССР: B.C. Гусев, Р.С. Венская, П.Р. Гофман, К.Т. Никулина, Л.Е. Архипова, Г.Д. Шелкова, Н.К. Туманова, И.В. Юхневич; ди­настия Нанковых — Леонид Николаевич и Ирина Михайловна и их сыновья -Сергей и Дмитрий. Ветераны труппы: заслуженная артистка М.С. Чернова, O.K. Мизевич, М.Н. Железнова, Т.Ф. Стефанику, О.Н. Хлебникова; и вступив­шие в зрелый период творчества, заслуженные и народные артисты РБ — Г.Б. Хлебникова, А.Ф. Родин, Г.И. Овчинникова, Н.В. Рагулина, И.С. Баб-ченко, Г.Б. Харитонова, М.М. Панина, В.Ф. Барцайкин. И хотя по-прежнему пе­риодически сменяются главные режиссеры: З.Ф. Внукова (1973-1976), И.Д. Си­бирский (1977-1978), заслуженный доктор искусств РСФСР Н.Е. Логачев (1978-1984), заслуженный доктор искусств РСФСР А.А. Буркова (1984-1991), все же труппа продолжает сохранять определенную стабильность и наработан­ные традиции.
В 1983 и 1988 гг. коллектив РДТ провел гастроли в Москве, имел успех. Осо­бый резонанс получил спектакль «Медея» в постановке А. Буркова, где в заглав­ной роли выступила Н. Туманова.
В 1989-1990 гг. состоялись удачные летние гастроли в городах: Кострома, Воронеж, Черкасы, Минск. В 1991 г. указом Президиума ВС Республики Буря­тия РДТ было присвоено имя выдающегося декабриста Н.А. Бестужева. В 1995 г. Русский драматический театр успешно выступил на II международном фестивале русских драматических театров в Йошкар-Оле (Республика Марий-Эл) со спектаклем «Тартюф» Мольера, постановка Б. Горбачевского. В его же постановке в следующем сезоне прошли премьеры: «Чайка» А. Чехова и «Сму­та» (композиция по трилогии А. Толстого), а на малой сцене «Последний пылко влюбленный» Н. Саймона. Удачей стал спектакль «Поминальная молитва» Г. Горина, поставленный в 1997 г. режиссером Л. Титовым.
По инициативе директора Л.Н. Намсараевой был осуществлен в 1998 г. «Американский проект» и состоялась весьма успешная поездка в США с пока­зом в штатах Калифорния и Орегон спектаклей «Из Америки с любовью» и «Шаманские сновидения» драматурга Н. Матхановой. В сезоне 1998-1999 г. улан-удэнцы отметили 70-летие Русского драматического театра им. Н.А. Бес­тужева, состоялся просмотр лучших работ коллектива за последние годы. В те­атр пришел новый главный режиссер А.Н. Штейнер, поставил «На дне» Горько­го, «Маленькие трагедии» А. Пушкина, «Здесь живут люди» А. Фугарда. При­шел новый директор П.Г. Степанов. Коллектив ГРДТ с оптимизмом вошел в но­вое тысячелетие.
Республиканский театр кукол «Ульгэр». Отсчет своей истории театр ведет с сентября 1967 г., когда был показан первый его спектакль «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Ю. Данцигера. Возглавил коллектив артист РДТ П.В. Ральчук, окончивший высшие режиссерские курсы в ГИТИСе и прошедший стажировку в Государственном Театре кукол народного артиста СССР СВ. Образцова. Директором был назначен артист РДТ Ф. Гаврилов. За первые пять лет поставлено около 20 спектаклей. В 1976 г. набрали бурятскую группу актеров, появились первые спектакли на бурятском языке — «Ангаахай» («Гусенок») Н. Гернета в переводе Ц.Б. Бадмаева, «Золоторогий козленок с се­ребряными копытцами» Ш. Жажинбата, «Камень-птица» Ж. Зимина, «Будамшу» Ц. Шагжина.
С 1979 г. главными режиссерами работают А.Н. Первушин, СВ. Столяров, с 1988 по 1991 г. Т.Б. Бадагаева, с 1992 г.- С.Д. Хажитов, 1995-1997 гг. – Д.Н. Баторова. В середине 80-х годов коллективу предоставили старое здание Бурятского академического театра драмы. В репертуаре спектакли: «Малень­кая фея» и «Камень-птица» Ж. Зимина, «Красная шапочка» Ш. Перро, «Гусе­нок» Е. Гернета, «Чудеса для Алисы» А. Веселова, Н. Голя, «Мальчик-с-паль­чик» В. Жуковского.
В 1988 г. труппа укрепилась выпускниками кафедры театрального искусст­ва Восточно-Сибирского государственного института культуры (ВСГИК): А. Трихмоненко-Натансон, Т. Сметанина, А. Тимофеев, Е. Матвеева, Е. Бара­нова, Б. Константинов и др. К ним в середине 90-х годов добавился выпуск ак­терской студии ВСГАКИ. Одаренный артист Б. Константинов окончил отделе­ние режиссеров театра кукол при Санкт-Петербургской академии театрального искусства, поставил с актерами театра «Ульгэр» спектакль «Дюймовочка» по Г.Х. Андерсену, совмещая куклы с живым планом актеров. Спектакль принял участие в фестивалях театров кукол в России, а в 1998-1999 гг. — международ­ном фестивале кукольных спектаклей в Ливане.
В 1998 г. в Академии театрального искусства (Санкт-Петербург) открыта по договору с министерством культуры РБ бурятская студия по подготовке актеров театра кукол. Так что в III тысячелетии «Ульгэр» получит крепкую профессио­нальную группу бурятских актеров-кукольников. Сегодня возглавляет «Ульгэр» актер с дипломом Санкт-Петербургской Академии театрального искусства Баир Дышенов.
Молодежный художественный театр
В 1980 г. группа студентов и преподавателей Восточно-Сибирского института культуры (ВСГИК) во главе с режиссером-педагогом А.Б. Баскаковым приступила к ре­конструкции подвального помещения по ул. Димитрова, 2 с целью создания Молодежного театра. Министерство культуры Бурятии поддержало инициати­ву, выделив средства для продолжения работ по реконструкции помещения. В 1984 г. коллективу Молодежного театра присвоено звание народного за спе­ктакль «Пролетарская мельница счастья» В. Мережко в постановке А. Баска­кова. В 1985 г. состоялось официальное открытие Молодежного театра-сту­дии. Тогда же спектакль «Страх и нищета III империи» Б. Брехта (режиссер М. Акатова) удостоен звания лауреата республиканского смотра самодеятель­ного художественного творчества. С сентября 1988 по сентябрь 1991 гг. театр-студия находился в трехгодичном эксперименте, получив право самостоятель­но решать свои творческие и экономические проблемы. В труппе свыше 20 ин­тересных молодых актеров. Стабильным остается лишь костяк в составе О. Фоменко, Е. Килиной, С. Колмакова, Ю. и А. Трихмоненко, Л. Юдановой, А. Горяинова, Е. Хабарова, С. Гушиной, В. Витина, Л. Иванова. Два штатных режиссера — Д. Баторова, А. Баскаков (главный режиссер), художник-поста­новщик В. Круглов. За 1988-1992 гг. осуществлены следующие постановки: «Звезды на утреннем небе» А.Г. Галича, «Почтеннейшая публика» Б. Брехта, «Черный человек, или Я, бедный Coco Джугашвили» В. Коркия, «Самоубийца» Н. Эрдмана, «Прогулка в дилижансе» О. Генри, «Замерзли» Н. Садур, «День рождения Смирновой» Л. Петрушевской, «Наши» по роману Ф. Достоевского, «Времена года» (вариации по рассказам И.С. Тургенева и А.П. Чехова). В ре­пертуаре Молодежного театра каждый сезон прибавляется 1-2 новых спекта­кля. В мае 1997 г. на научно-практической конференции «Театр на исходе XX столетия», проходившей в Улан-Удэ, Молодежный художественный театр был признан лучшим драматическим театром города. В том же году МХТ на­зван «Театром года» в конкурсе Министерства культуры России и газет «Куль­тура» и «Окно в Россию». В следующем году театр принял участие в междуна­родном фестивале во Франции «Пассаж». В 2000 г. Молодежный художественный театр из Улан-Удэ и театральная компания «Инсолет Траверси» г. Тулона осуществили Международный французско-российский театральный проект «Это возможно». Директором и художественным руководителем МХТ являет­ся заслуженный деятель искусств А.Б. Баскаков.

Другие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *