Буряты, свадебная обрядность

В рассматриваемое время в разных местах, у каждой локальной группы бу­рят свадебная обрядность представляла собой определенную систему обрядов и церемоний, которая отличалась по их числу и составу, имела свои особенности и варианты. Отличия эти, наряду с общими для всех бурят чертами в свадебной обрядности, были вполне естественны и закономерны, поскольку обуславлива­лись различиями в экономическом и культурном развитии каждой локальной группы, а также степенью влияния на бурят культуры соседствующих народов.
Заметные различия наблюдались в свадебной обрядности предбайкальских (западных) и забайкальских (восточных) бурят, вытекавшие из особенностей ре­лигиозных верований: у первых господствующей религией был шаманизм, у вторых — буддизм, которые пронизывали почти все стороны жизни бурят. Одна­ко, это не исключало единства и сходства в генеральной линии многопланового комплекса свадебного церемониала всех бурят.
Анализ и систематизация всего фактического материала позволяют сгруп­пировать сложную систему свадебных действий по содержанию и последова­тельности в несколько этапов, а внутри каждого из них выделить отдельные ци­клы обрядов и церемоний (Басаева. 1991. С. 122-164).
Основными были три этапа, включавшие досвадебные, свадебные и послесвадебные обряды.
Досвадебные церемонии и обряды: сговор или справка (соглашение между родителями обеих сторон) — hуралта; сватовство — худа оролсохо, хадаг табилга; установление срока свадьбы — болзор абаха, удэр гаргаха.
Все ритуалы и церемонии этого этапа, бытовавшие у разных групп бурят, имели свои локальные особенности с устанавливающимися правоотношениями и последствиями при нарушении согласованных и принятых договоров, особен­но на обрядах сватовства. Длительность периода между сватовством и свадьбой, зависела от ряда факторов, наиболее существенными из которых были выплата калыма, значительная часть которого уходила на приготовление приданого, и возраст вступающих в брак, особенно невесты. И только после исполнения всех необходимых актов и приготовлений определялся день свадьбы.
Свадебные пиршества подразделялись на предсвадебные обряды, совершавшиеся непосредственно перед свадьбой, и обряды собственно свадьбы.
К предсвадебным обрядам относились: а) цикл обрядов hаал хургэхэ (обряд тухэреон) — содержание которого заключалось в общественном угощении рода невесты родом жениха с совершением жертвоприношений божествам-покрови­телям рода невесты; обряд онго тайха — поклонение жениха онгонам семьи (ро­да) невесты; церемонии украшения жениха; обряд торжественного шитья одея­ла новобрачным; б) проводы невесты — девичник (басаганай наадан, басага хургэлтэ); в) обряд «умыкания» невесты.
Распространенность и своеобразие проведения этих обрядов у разных этно-территориальных групп бурят также имели свои особенности и отличия.
К обрядам собственно свадьбы относились многочисленные обычаи, обряды и церемонии, среди которых можно выделить: а) обычай и определенный поря­док выезда свадебного поезда и его встречи стороной жениха; б) цикл главных обрядов свадьбы — бэриин мургэл (поклонения невесты): это обряды поклоне­ния невесты божествам (бурханам и онгонам) семьи жениха, их родовому очагу, старейшинам рода жениха в лице свекра, свекрови и других старших родствен­ников, а также обряд одаривания невесты (бэри байлгаха, байлгуур); каждый из этих обрядов был обставлен рядом церемоний и особых правил; в) церемонии приглашения невесты в дом ближайших родственников жениха (бэри оруулха), где она исполняла обряды подношения подарков, кормления «хозяина» очага и поклонения старшим представителям семьи; г) обряд освящения новой юрты – разжигание нового очага в юрте молодых (шэнэ гал гуламта носоохо).
Если в предсвадебных обрядах и церемониях отмечались существенные раз­личия у предбайкальских и забайкальских бурят, большая или меньшая насыщен­ность обрядовыми действиями, то в обрядах собственно свадьбы почти все обря­ды идентичны повсеместно у всех бурят с небольшими вариациями в деталях.
Послесвадебные обряды несколько отличались у предбай­кальских и забайкальских бурят.
У первых это были: обряд бэриин шадал узэхэ (проверка хозяйственных способностей невесты) и обряд уhэеэ запаха (обряд убранства волос невесты в женскую прическу);
У вторых — церемония ниилелтын духэриг (букв.: «объединяющий круг») и закал тушаалга (передача приданого), на которой главным действием было оз­накомление с приданым невесты.
По нашему мнению, смысл каждого из предсвадебных обрядов заключался в принятии или приобщении жениха к роду невесты, и они, несомненно, представля­ли собой пережиток матриархальных отношений. Основной смысл обрядов собст­венно свадьбы — это приобщение невесты к роду жениха: умилостивление родо­вых духов и божеств, чтобы они приняли невесту под свое покровительство; обе­щание невесты чтить и поклоняться божествам рода жениха, подчиняться роду жениха в лице его старших родственников, обязательства соблюдать все семей­ные и религиозные предписания в юрте свекра и т.д. Содержание и суть послесвадебных обрядов у бурят-шаманистов заключались в приеме невесты в разряд за­мужних женщин, а у буддистов — в более тесное объединение роднящихся сторон. В целом, большая часть обрядов свадебного церемониала была связана с религи­озными воззрениями: предохранительной магией, культом предков, родовых и до­машних божеств, культом огня, божеств-покровителей родовых территорий.
Каждый из обычаев, обрядов и церемоний свадебной обрядности, рассмот­ренный по отдельным этнотерриториальным группам, выявляет их общность, своеобразие и различия и показывает, что в последней четверти XIX в. у разных групп бурят свадебный церемониал характеризовался своими особенностями: у одних он представлял многоплановый комплекс различных обрядов и церемо­ний, у других — заметно упростился, утратив многие ритуалы и трансформиро­вав сохранившиеся, у третьих — бытовали элементы и формы, возникшие в от­даленные времена, хотя некоторые из них утратили свой истинный смысл и вы­ступали как народные обычаи. Таким образом, свадебная обрядность как часть народной культуры представляла собой сложное сочетание различных обычаев и обрядов, возникших в глубокой древности, а также ритуалов и церемоний, во­шедших в быт значительно позже.
С начала XX в. традиционная свадьба со всем комплексом сложного церемо­ниала заметно идет на убыль: сначала постепенно исчезают предсвадебные це­ремонии, а затем значительно сокращаются церемонии и ритуалы самой свадь­бы. Там, где был тесный контакт с русским населением, в бурятской свадьбе по­являются новые элементы, заимствованные из русской свадьбы. Все эти новше­ства были обусловлены общим изменением социально-экономической и куль­турной жизни бурят.
Таковы в общем виде особенности традиционной свадьбы и брачных отно­шений бурят в конце XIX — начале XX в. Совершенно очевидно, что свадебная обрядность бурят прошла длинный путь развития: в ней законсервировались и сохранились в пережиточной форме реликты всех этапов развития бурятского общества, института брака и семейно-брачных отношений от эпохи материнско­го рода, когда обрядность только складывалась (все предсвадебные церемонии и такие обряды, как приобщение жениха к роду невесты в их роде (улусе), осо­бая роль дяди по матери и др.), до обрядов, появившихся в эпоху развитого пат­риархального рода (обряды собственно свадьбы).
В целом семейная обрядность — это одна из наиболее специфических и ус­тойчивых черт этноса, неотъемлемая часть жизни семьи, тот пласт семейно-бытовой культуры, благодаря которому происходит постоянное воспроизводство этнических показателей народа путем передачи их старшими последующим по­колениям. Обрядность очень консервативна и устойчива, в ней благодаря этому сохраняются черты глубокой старины, элементы культуры, восходящие к допа-триархальным, раннепатриархальным и последующим эпохам, несмотря на все новации и трансформацию в жизни общества в целом.

Другие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *