Мой сон скидки

Самая древняя святыня Сибири

Уникальная реликвия хранится в Новоселенгинском музее декабристов. Животворящий крест из Спасского собора старого Селенгинска попал сюда в 1985 году благодаря группе ученых-энтузиастов, среди которых был краевед и писатель Эдуард Демин. Позже он напишет книгу «Золотая россыпь Селенгинска», где подробно расскажет версии  происхождения святыни и о том, как крест, выструганный из дерева, не сгорел, не сгнил и попросту не сгинул в числе тысяч уничтоженных предметов православной религии. Наш корреспондент побывал в музее и своими глазами убедился в сохранности экспоната, который в этом году отметил свой 329-й день рождения.

Сотни паломников ежегодно посещают Новоселенгинский музей декабристов. Первым делом каждый верующий спешит преклонить голову перед главным экспонатом панорамы старого Селенгинска – Животворящим крестом. Как рассказывает заведующая музеем Любовь Цух, есть посетители, которые регулярно навещают святыню: «Приезжают из других районов, даже соседних городов, чтобы поклониться кресту». Так, одна дама считает, что благодаря  паломничествам она излечилась от хронического заболевания. Сами сотрудники никаких мистических или чудесных примеров, связанных с хранимым предметом, припомнить не могут, однако признаются, что ощущают его присутствие и даже считают крест талисманом музея, оберегающим его от невзгод. 

Вот так одни верят, что крест помогает им исцелиться, другие приезжают помолиться за близких или накануне важного дела, но многим интересна сама история экспоната. И это неудивительно, ведь с чудотворным распятием связано немыслимое количество мифов и самых разных теорий. Что ж, попробуем разобраться и мы.

Согласно общепринятой версии, крест был изготовлен в 1690-м году неким человеком по фамилии Диатьев.  Эта информация есть на самом кресте, а именно написано: «Кресту твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим. Лето 7198 года (1690). Строил ятман Диатьев ». В работах исследователей слово «ятман» расшифровывается по-разному. Однако все же чаще встречается «атаман» и «гетман». Как бы то ни было, в любом случае оба слова означают казачий войсковой чин, отсюда заключаем, что отец-создатель был казаком. 

Эдуард Демин, изучив работы краеведов и ученых, в своей книге приходит к выводу, что Диатьев был сосланным в Сибирь запорожским казаком. Автор пишет, что очень мало, вернее сказать, даже практически нет источников, которые бы доподлинно поведали о судьбе креста после его изготовления Диатьевым.

Возможно, свет на его историю проливает небольшая запись от 1 августа 1726 года в «Журнале тайного советника чрезвычайного и полномочного министра….Савы Владиславича Рагузинского». Описывая свое путешествие, он отмечает: «Недошед Селенгинска версты за две у креста». Возможно, речь идет как раз о «герое» нашей статьи. Таким образом, как предположил Демин, крест мог находиться в те времена ниже по течению реки от Селенгинска. Писатель считает: в описываемых годах кресты и часовни обычно  ставили на возвышении, у переправ через опасные водные преграды, где возносились молитвы. 

Что произошло далее, непонятно. Однако, согласно преданиям, крест случайно найден между 1760-1770 годами простым крестьянином Селенгинска Артамоном Клементьевым. О своей находке мужчина поспешил сообщить священнику Спасской церкви. Тот разрешил ему установить крест на паперти. Так святыня обрела новый дом. Но здесь началась череда поистине загадочных и необъяснимых происшествий.

Итак, спустя около десяти, а может, и двадцати лет (смотря в каком году все-таки Климентьев обнаружил крест), то есть примерно в 1780-м году, случился страшный пожар, сгубивший дотла Спасскую церковь и даже Троицкую полковую церковь Пехотного полка, стоявшую неподалеку. Сильно пострадала верхняя часть города. На следующий день после трагедии местные жители разгребали руины храма Господнего и, о чудо, нашли невредимый крест. Уцелевшую святыню унесли в приходскую Покровскую церковь. А в октябре месяце того же года вновь случилась беда: языки пламени охватили на этот раз Нижний Селенгинск. Два пожара уничтожили почти весь город, сохранными остались едва ли с десяток домов. А крест вновь уцелел! Изумленные верующие перенесли чудо в современную Троицкую церковь, выстроив для него часовню, но, как вы уже вероятно догадались, и этот храм постигла участь предыдущих обителей святыни. 

Пожар случился 30 января 1805 года. Охваченные страхом потерять чудотворный крест, селенгинцы ринулись на спасение. Но январские морозы заковали святыню в мерзлую землю, и казалось уже невероятным спасти чудо. Тогда верующие решились на кардинальные меры – рубить тумбу, на которой стоял крест, топором. Однако в это время языки пламени удалось потушить, и дело не было доведено до конца. Как позже потом засвидетельствует Демин, на тумбе сохранились следы от топора. 

Спустя год часовня с крестом была перенесена на место, где еще до пожара располагался алтарь Казанской церкви. В 1856 году «Усилием М.М. Лушникова» часовня была заменена на каменную. Сам крест был подкрашен – «поновлен». Много позже к нему присоединились две необычные иконы и составили с ним единый иконостас. Эдуард Демин предполагает, что иконы эти могут быть творением самого Николая Бестужева. Здесь нужно отметить, что Николай Александрович славился своими художественными навыками и, прежде всего, как мастер акварельного рисунка. А об иконописи Бестужева есть множество свидетельств, как указывает Демин, ссылаясь на бурятского краеведа Тугутова, знаменитый декабрист был приглашен реставрировать иконы Кяхтинского собора. Таким образом, автор «Золотых россыпей Селенгинска» приходит к выводу, что в Селенгинске иконописью занимался только Бестужев. И, значит, иконы у креста написаны именно им. Предполагается, что созданы святыни в последние годы жизни декабриста. 



Источник — arigus.tv

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
Adblock detector