Мой сон скидки

Седло бурята. Какой сакральный смысл хранит в себе конская упряжь?

Множество примечательных, удивительных предметов, хранящих в себе историю народа, находится в Этнографическом музее Забайкалья. Кроме постоянных, с детства знакомых каждому улан-удэнцу комплексов и живого уголка, здесь бывают временные выставки, на которых представляют самые необычные экспонаты из хранилищ музея. Этим летом экспозиция посвящена коню – сакральному животному в мире бурята-кочевника. Особенное внимание уделяется седлу, как главному атрибуту всадника. Этот предмет упряжи таит в себе особенный смысл и может рассказать о каждой детали жизни своего хозяина.

Вместе с заведующей научно-выставочным сектором Эржэной Найдановой мы проходим в юрту, которая летом исполняет роль выставочного зала, а зимой резиденцию Белого Старца Сагаан Убугуна. Открывают экспозицию изображения божеств. Главным покровителем всадников и коневодов считается Балдан Лхамо. Итак, нашему взору предстает коллекция бурятских седел. Центральное место в экспозиции занимает седло, выполненное в технике серебряной насечки по металлу. Эржэна Сергеевна отмечает, что старинная технология сегодня полностью утрачена. Такой способ применялся для декорирования художественных изделий, предметов бытового назначения, боевого снаряжения: мечей, кинжалов, щитов, шлемов, а позднее и огнестрельного оружия.

В общих чертах процесс выглядел так: наружные поверхности предметов насекаются (отсюда и название), и на эти поверхности набивается  серебряный узор — тончайший орнамент из завитков и стилизованных растений, изображения животных, птиц или человека. Иногда в этой технике воспроизводились целые сцены нескольких фигур, а также осуществлялись различные орнаменты и надписи. Каждый орнаментальный мотив на предмете выражает символическое благопожелание владельцу — счастья, радости, чистоты и благородства помыслов, блага в будущем, силы, могущества.  Роговидный узор, как отмечают многие исследователи, издревле символизировал достаток и процветание.

Для кочевников лошадь была не просто домашним животным, рассказывает Эржэна Сергеевна. Считалось, что конь способен видеть существ из потустороннего мира. Например, если животное резко останавливалось посреди пути, то всадник не наказывал ее, ведь жеребец, скорее всего, увидел духа и пропустил его.

Считалось, что животное воссоединяется с хозяином в загробном мире, поэтому хоронили бурята с его скакуном. Жертвенную лошадь резали на месте погребения, шкуру вешали рядом на шесте. В зависимости от географического положения обряд подношения лошади варьировался. В целом смысл был один – усопшему нужно дать коня, чтобы в загробном мире он мог на нем вознестись к своим предкам. Считалась, что безлошадные кочевники могли заблудиться, очень страдали и плутали по загробному миру.

Такое отношение к скакуну не могло не сказаться на повседневной жизни бурята. Не только холили и лелеяли мужчины своего копытного друга, но и всячески старались его приукрасить. В ходу была поговорка: «Мужчина украшает не себя, а коня и седло».

Седла, представленные в коллекции сегодня, датированы концом 19 – началом 20 века. Все они предоставлены местными жителями. Когда полвека назад Этнографический музей только пополнял свои запасы, его сотрудники часто выезжали в экспедиции по деревням в поисках интересных экспонатов. Часто люди жертвовали именно седла, снабжая предмет историей о том, как данный атрибут помогал в жизни их деда, отца или дяди.

По форме бурятское седло – небольшое. Но при этом обладает высокими луками (спинки сзади и спереди). Задняя лука, как правило, отклонена под углом 45 градусов, чтобы всадник мог удобно откинуться, но при этом держать равновесие. Такое положение луки помогали совершить военные маневр, позволив воину развернуться на 180 градусов и, стреляя из лука, не выпасть из седла.

По словам Эржэны Найдановой, в стремени держаться буряту позволяла обувь с загнутыми наверх носками. Примечательно, что гутулы бурят не имели каблука, когда как в Европе каблук изобрели специально для того, чтобы кавалеристу было удобнее держаться в седле.

Фото автора

Возрастное ограничение: 0+

Источник — arigus.tv

Зоя Степанова

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
Adblock detector