Мой сон скидки

Степные думы

Самоуправление бурятского населения до первой русской революции осуществлялось 12 Степными думами – Агинской, Аларской, Балаганской, Баргузинской, Верхоленской, Идинской, Кударинской, Кудинской, Ольхонской, Селенгинской, Тункинской, Хоринской. Но система эта создавалась долго — почти век. От заключения Буринского договора 1727 года правовые основы управления ясачными народами регулировались инструкцией пограничным дозорщикам, составленной Саввой Рагузинским. В основу документа он положил родовой принцип управления, исключив из него криминальные дела, к которым относились убийства по политическим мотивам. Ясак, то есть необременительный налог пушниной, собирался натурой (а позже и деньгами) через бурятских начальников. Для царской власти налог был не главной целью, а больше средством контроля территорий. Инструкция предусматривала, что каждый бурят должен числиться в каком-либо роду под ведением начальников и подчиняться им, а вот переход в другой род запрещался.

С 1743 года в бурятских ведомствах учреждались Степные конторы, состоявшие из шести депутатов под руководством главного – тайши, назначавшегося пожизненно. Обычно это был глава рода. В 1763 году инструкцией Сената был урегулирован ясачный сбор, который производился родоначальниками в натуральной и денежной форме. Дело в том, что нарождающиеся в Сибири капиталистические отношения уже породили здесь ремесла. 

Инструкция Сената определяла порядок сбора ясака, регламентировала вопросы торговли с коренным населением, ограничивала въезд в инородческие кочевья и улусы торговых людей. Тем самым правительство стремилось заручиться поддержкой родоплеменной знати, которая становилась основным проводником политики самодержавия. Формально эти инструкции ограничивали вмешательство русской администрации во внутриродовые дела коренных народов Сибири, но на деле, как отмечалось Сибирским комитетом по проведению реформы, «все управление инородцами перешло большею частью в зависимость от земских чиновников и сделалось поводом к великим злоупотреблениям», а правила торговли не соблюдались. Но нужно добавить, что недопущение торговых людей в улусы ограничивало их хищнические устремления (за спиртное купцы по дешевке скупали пушнину, спаивая народ).

Но и «великие злоупотребления» имели место. Нойоны и тайши захватывали лучшие угодья, право огораживания. При этом зачастую добивались закрепления этих угодий и за своим потомством. При сборе податей сверх них взимались и «темные поборы» — их нойоны клали в свой карман. Естественным следствием казнокрадства стало уменьшение сборов, что заставило правительство обратить пристальное внимание на Сибирь. Обратили, рассмотрели и решили реформировать эту систему.
И предлог нашли весомый: чиновники доложили государю, что традиционное хозяйство бурятского населения включается в систему товарно-денежных отношений, многие буряты занимаются землепашеством, и вот, государь-император, не правильнее ли будет уравнять оседлых инородцев с другими крестьянами-великороссами? Следует отметить, что этот процесс правительство всемерно поощряло и всячески ему способствовало. Кроме хлебопашества, многие буряты стали промышлять извозом.


В октябре 1818 года в Сибирь был назначен новый генерал-губернатор – граф М. М. Сперанский, наделенный широкими полномочиями по ревизии сибирских дел. Граф рьяно взялся за дело, и ревизия вскрыла многочисленные преступления. Два губернатора и 48 чиновников были отданы под суд. А всего в злоупотреблениях обвинялся 681 человек. Следствие выявило причастность почти всех родоначальников бурятских ведомств к злоупотреблениям.


Портрет М.М. Сперанского. Источник: wikipedia.org

И в 1822 году началась крупная перестройка управления Сибирью. Был принят целый пакет законодательных актов, в том числе «О дозволении казенным крестьянам переселяться на земли сибирских губерний». Ранее сюда переселяли беглых русских крестьян-староверов, захваченных в Польше, в Ветке. 9 марта 1822 года Сибирский комитет рассмотрел проект «Устава об управлении инородцев», разработанный Г.С. Батеньковым. Устав жестко регламентировал экономическую, административную, судебно-правовую и культурно-бытовую стороны жизни коренного населения.


Портрет Г.С. Батенькова. Источник: wikipedia.org

Следует отметить, что ряд статей Устава был посвящен культурно-бытовой жизни народа, причем в вопросах религии Устав был предельно толерантен. Он отрицал насильственное крещение как меру распространения христианства, земским властям запрещалось «преследовать инородцев за их языческую религию».

Устав систематизировал все элементы новой административной власти. Осталось лишь придумать название. Так появились Степные думы. Появились не одномоментно – этот процесс растянулся на десятилетия, аж до 1839 года, когда была создана последняя – Агинская Степная дума. Интересно, что одна из палат парламента страны – Государственная Дума – появилась в России много позже, лишь в 1905 году.

Подчеркнем, что организация работы Степных дум проводилась на основе норм обычного права сибирских народов. Для бурятского народа главным документом должен был стать «Свод степных законов кочевых инородцев Восточной Сибири». Документ готовился без спешки – почти 20 лет. Составили аж два проекта (1836 и 1841 годов), а в начале 1847 года высокое начальство убедилось, что проекты уже не соответствуют реалиям текущего времени, и документ в таком виде способствовал бы «консервации патриархально-феодальных отношений», а также дезавуировал бы действия Степных дум.

К тому же к середине 19-го века отчетливо проявилось стремление правительства подчинить народы Сибири действию общероссийского законодательства. На территории единой и неделимой должны быть единообразные законы. Так, сегодня все региональные законы приводятся в соответствии с федеральным законодательством.

Устав Батенькова-Сперанского существенно ослабил патриархально-феодальные отношения, но не уничтожил их полностью. Против этого активно возражали представители степной аристократии. Так, в 1823 году в ответ на предложение Иркутского губернатора изложить в письменной форме юридические обычаи «почетные родовичи» Хоринского и Селенгинского ведомств внесли в представленные ими степные законы дополнительные статьи из старых монгольских уложений, подчеркивавшие их привилегированное положение.

Важнейшим событием в жизни страны стала крестьянская реформа 1861 года, которая отменила крепостное право. Правительство предприняло ряд попыток распространить положения этой реформы и на сибирское крестьянство. Появился в эти годы проект о причислении кочевого населения в разряд оседлых и уравнении их по платежу податей с государственными крестьянами. Пытались их объединить в одно волостное управление (русских крестьян и инородцев). Это вызывало сопротивление с обеих сторон. К концу 1880-х годов царская администрация признала необходимым изменить административное устройство коренного населения Сибири. Так появился закон о земских начальниках, принятый 12 июня 1889 года.

Но бурное развитие капитализма в России внесло коррективы в эти неспешные преобразования, уже не успевавшие за бегом времени. На горизонте маячила первая русская революция, уже в начале 20 века казавшаяся неизбежной.

И в бурятских улусах социальное расслоение усиливается, здесь, наряду со степной аристократией, появляется бурятское «кулачество», которое стремится захватить в свои руки аппарат степного управления. Царское правительство пытается овладеть ситуацией, в июне 1900 года принимается закон о землеустройстве, в апреле следующего года – закон об общественном управлении. В изменившихся условиях к 1904 году Степные думы полностью прекращают свою деятельность.

Исследователи отмечают, что деятельность Степных дум позволила до самой революции сохранить бурятам традиционный уклад, уникальную этнокультуру, религию и в то же время приобщить бурят к российской государственности, европейской культуре, новым формам хозяйствования. 


Источник — arigus.tv

Сергей Болотов

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
Adblock detector